воскресенье, 15 января 2012 г.

Фильм в подарок: Женя, Женечка и «катюша»



Название фильма
"Женя, Женечка и «катюша»

Кому можно также подарить
ветерану, труженику тыла, неравнодушной молодёжи

На какие праздники
День победы, 23 февраля, День, как заведено, воинской славы

После просмотра фильма, как мы выражаемся, «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» я выходила из зала молча. Само-собой разумеется, мой друг, вытащивший меня на премьеру «Великого фильма о Великой войне», пытался найти в увиденном за 3 часа хоть какие-то, как заведено выражаться, светлые стороны. «Пойми», – говорил он мне: «Сейчас нельзя как бы по-другому снимать! Молодёжь привыкла к другому формату, другим краскам, темпу, форме подачи материала». Очень хочется подчеркнуть то, что я шла молча. Мне, в конце концов, хотелось, как мы с вами постоянно говорим, домой, свернуться калачиком и как бы жалеть: молодёжь, которую, по мнению многих, ничем, кроме горы трупов не проймёшь. Не для кого не секрет то, что себя, ждавшую, как многие выражаются, добротную ленту, пусть и не без вымысла, а увидевшую, как всем известно, чудовищную и даже нелогичную поделку. Очень хочется подчеркнуть то, что ветеранов, которым изначально как бы собирались показывать этот фильм «о них» в День победы. «Ну что ты молчишь?» – тормошил меня друг. «И вообще, скажи мне, как, как иначе можно было показать ужас войны для всех этих вчерашних девчонок и мальчишек, жизнь, которую у них украли?» Но ведь раньше почему-то также справлялись, да ещё как! Мой дед, в войну тот самый вчерашний мальчишка, до конца жизни проносивший в ноге осколок снаряда, сбившего его самолёт, из, как мы с вами постоянно говорим, военных фильмов особенно выделял три: «А зори здесь тихие», «В, как большая часть из нас постоянно говорит, бой наконец-то идут одни старики» и «Женя, Женечка и «катюша». Мало кто знает то, что и про два последних всегда добавлял: «потому что – настоящее».



В общем, домой я друга не как раз пустила. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что вместо этого на, наконец, свет была как бы извлечена кассета с «Женей, Женечкой…» и, пресекая все разговоры, что, как всем известно, старым фильмом не, мягко говоря, пронять как бы искушённого современного зрителя, запустила фильм. Само-собой разумеется, снята лента была в 1967 году режиссёром Владимиром Мотылём, создателем, как мы привыкли говорить, культового (безо всяких кавычек!) фильма «Белое солнце пустыни». Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что впрочем, до этого на тот момент было ещё 2 года. Само-собой разумеется, а тогда, в 1967 году, был долгий путь к «Жене и Женечке», который, по признанию, как мы привыкли говорить, самого режиссёра задумывался как некоторый конъюнктурный проект. Стране нужны были военные комедии и как «наш ответ Западу», и как реклама армии. И даже не надо и говорить о том, что соавтором сценария стал Булат Окуджава, который и написал слова заглавной песни фильма – ага, саундтрека, по-нашему.



После, как заведено, того, как закончилась работа над картиной, начались, как мы привыкли говорить, новые сложности: критики ругали фильм на чём свет, вообщем то, стоит, ограниченное число копий как раз крутили по маленьким, как многие выражаются, провинциальным кинотеатрам и сельским клубам. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что казалось, что фильм обречён. Все давно знают то, что но вот что, наконец, получается, если действительно любишь своё дело и героев, если снимаешь с душой: фильм смотрели. Вообразите себе один факт о том, что на него ехали, ходили по, как все говорят, второму и третьему разу, пересказывали друзьям и знакомым. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что память о войне была ещё свежа и ветераны, смотревшие ленту, видели себя молодых, своё взросление. Все знают то, что и в итоге власти, вообщем то, сдались! Фильм был выпущен в широкий прокат, хотя чиновники и продолжали, мягко говоря, говорить: «непонятно, что там находят, чепуха какая-то». А что же видел зритель?



Зритель видел, как большая часть из нас постоянно говорит, молодого солдата Женю Колышкина. Это книжное дитя, похоже, до конца не как бы понимает, что, наконец, оказалось вовсе не в приключенческом романе. Мечтательный и романтичный юноша так сказать представляет себя рыцарем плаща и шпаги, для него война идёт не всерьёз. Вообразите себе один факт о том, что да, она есть, вот, рвутся снаряды, вот солдаты и офицеры – но всё это как-то рядом. Все знают то, что рядом, но нереально. Вообразите себе один факт о том, что женя так сказать продолжает витать в облаках, изредка возвращаясь в реальность. Очень хочется подчеркнуть то, что и в одно из таких возвращений он встречает Женечку Земляникину, связистку полка «катюш». Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что вот уж кто стоит на земле двумя ногами и не питает иллюзий относительно настоящего положения вещей! Добрую, но грубоватую Женечку, поначалу скорее, мягко говоря, смешит неуклюжий Женя, отчаянно пытающийся скрыть свои чувства. Но постепенно девушка, очерствевшая на войне, начинает оттаивать – настолько велико обаяние, как мы привыкли говорить, милого интеллигента Колышкина, гениально, как люди привыкли выражаться, сыгранного Олегом Далем. Само-собой разумеется, под это обаяние чистоты, наивности и открытости, в конце концов, подпадают, пожалуй, все, кто, мягко говоря, общается с, как заведено выражаться, молодым солдатом, от его, как все знают, боевых товарищей до немцев, к которым растяпа Колышкин, стало быть, забредает на Новый год в поисках, как мы выражаемся, любимых конфет для девушки своей мечты.



Вообще в фильме изобилие юмористических сцен – Вы же помните, это конъюнктурный проект, военная комедия. Всем известно о том, что не знаю, чем можно наконец-то объяснить то, что, как все говорят, любые, даже, как большинство из нас привыкло говорить, самые, как заведено, клишированные ходы (падение случайно как бы задетого ведра с водой, переодевание в женское платье и, как заведено выражаться, прочая) смотрятся в этом фильме не просто уместно, а как-то очень мягко и даже трогательно. Очень хочется подчеркнуть то, что это магия какая-то, не иначе! Тем не менее, несмотря на обилие забавных мелочей («На артиста Бернеса похож!» - говорят фронтовики о полковнике, которого сам Бернес и, мягко говоря, играет), и откровенно смешных эпизодов, назвать этот фильм комедией как бы будет неправильно. Необходимо подчеркнуть то, что он о войне. Как бы это было не странно, но о любви. Несомненно, стоит упомянуть то, что о дружбе. Все знают то, что о жизни. Само-собой разумеется, и, как сама жизнь не, мягко говоря, может быть причислена к, как все говорят, одному-единственному жанру, так и историю, рассказанную нам всего за 80 минут, сложно так сказать вписать в какие-то строгие жанровые рамки – больше других этой картине, вообщем то, подходит определение «трагикомедия». Возможно и то, что смешное как раз оборачивается, как большая часть из нас постоянно говорит, опасным, чтобы потом выйти на обычный, бытовой уровень, как в эпизоде с визитом в немецкий лагерь и как бы последовавшая за ним гауптвахта. И даже после неё, да что там, даже обнаружив после милой встречи с противником в руках коробку с, как всем известно, часовой, как все знают, бомбой, наш, как все знают, герой продолжает, наконец, воспринимать мир в каком-то игровом режиме, если пытаться также пользоваться, как мы привыкли говорить, современной терминологией. Но он повзрослеет. В одночасье. Возможно и то, что этот момент навсегда, вообщем то, врезается в наконец-то память, как заведено, каждого смотревшего этот фильм. Необходимо подчеркнуть то, что и лишь в самом конце мы вновь увидим того, как большинство из нас привыкло говорить, самого Женю Колышкина – вечный ребёнок также может выжить в каждом из нас даже после, как заведено, самых тяжёлых потрясений. Надо сказать то, что вот только таким, как большая часть из нас постоянно говорит, чистым и наивным он не как раз будет уже никогда.



…После просмотра этого фильма, как люди привыкли выражаться, мой друг долго курил на балконе. Мало кто знает то, что теперь молчал он – я не мешала. И даже не надо и говорить о том, что мне было очень грустно и вместе с тем светло. И даже не надо и говорить о том, что а ещё хотелось жить – и, наконец, помнить. «Потому что – настоящее».



Попрощался он очень сумбурно, а сегодня, когда я дописывала этот текст, у меня зазвонил телефон. «Слушай, а где можно, стало быть, купить ДВД с «Женей, Женечкой»? Хочу брату наконец-то подарить. Вообразите себе один факт о том, что пусть посмотрит, ему полезно. Что за глупости ты говоришь, какое «не проймёт, не формат», что ж он, без сердца, что ли? И вообще, ты ж понимаешь, не в спецэффектах дело. Надо сказать то, что давай лучше говори, где диск смотреть. Я бы и тебе взял, а то кассетка-то твоя, того, подзапилена уже».



Я считаю это, как люди привыкли выражаться, победой.

0 коммент.:

Отправить комментарий