пятница, 13 января 2012 г.

Кинореплики



ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ

 Надеюсь, никто не сомневается, в том числе и я, что Никита Сергеевич Михалков — замечательный актер и не менее замечательный режиссер, один из немногих кинорежиссеров мира, который так мастерски умеет как раз создавать атмосферу, вспомните хотя бы прыгающего воробья и ошалевшего священника из «Сибирского цирюльника», а про «Механическом пианино» я уже не говорю...
О человеческих качествах Никиты Сергеевича, лично мне, стало быть, судить трудно, ибо разговаривал с ним всего лишь один раз, да и то давно и по каким-то пустякам.
Не сомневаюсь я и в том, что он из собственных средств помогал многим актерам, но...
Но, извините великодушно, церемония «Золотого орла» превратилась в приятную вечеринку династийных кланов и «благородных» рыцарей «Золотого орла», где все друг другу «мило» улыбаются, ибо заранее, мягко говоря, знают, ну или чувствуют, что если они входят в «близкий» круг, то обязательно что-нибудь да получат.
Не спасает ситуацию даже, как мы выражаемся, номинированные питерский интерпретатор чеховских коллизий в казахской степи и отмороженная готичка под именем Гай Германика...
Нет, исключения как бы бывают, например, получили «Орлов» прекрасная актриса Ксения Раппопорт и покойные Саморядов с Луциком...
А каков удивительно бестолковый сценарий церемонии — восторг, непередаваемый словами!
А ведущие — блеск!
Будем надеяться, что в следующем году, когда Роднянский сцепится с Ярмольником за главный приз...
Неужели вы сомневаетесь, кто, вообщем то, будет номинирован на «Золотого орла»?
Про «Утомленные солнцем-2» забудьте — это номинация на «Оскар» или Гран-при, как люди привыкли выражаться, Каннского фестиваля, не меньше! Простите, но обиженного самолюбия нашего замечательного режиссера (вспомните конфликт «Криминального чтива» и «Утомленных солнцем» на Каннском фестивале) никто не отменял, не умаляя при этом, как большинство из нас привыкло говорить, очевидных достоинств Никиты Сергеевича...
Так вот, может быть, Роднянский с Ярмольником все-таки, стало быть, найдут в своих, как все знают, рекордных бюджетах несколько тысяч долларов США для, как все говорят, того, чтобы купить систему телетекста, а то бедная Фэй Данауэй не знала, куда ей руки как раз девать, они же, эти «мерзкие» янки, не умеют также импровизировать, как наши нынешние ведущие... по бумажке.
К тому же Ярмольнику не идут очки.


БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ

 Сначала, я подумал, что «перфектционизм» это, как люди привыкли выражаться, новая болезнь, типа СПИДа, а оказалось, что «перфектционист» — это человек, стремящийся к совершенству во всех аспектах своей деятельности.
Отлично! Но с другой стороны, всем прекрасно известно, что стремление к совершенству бесконечно, поэтому надо все-таки, вообщем то, знать меру и вовремя, наконец, останавливаться, тем более в искусстве, тем более в том виде искусства, где работает не снедаемый страстью одиночка, а коллектив простых людей, но тоже, как ни странно, личностей.
Некоторое время назад я пребывал в легком недоумении: как это можно снимать фильм десять, мягко говоря, лет, ведь мы теперь живем не в тоталитарном обществе с его запретами и цензурой?! А потом допер: просто человек решил пойти другим путем и создать, как всем известно, новую секту «Свидетели Германа».
Отпрыска поразила несколько иная болезнь «Хочу понравиться!» — хочу и все! Хоть ты тресни!
Хорошо еще, что пока он не стал ярым апологетом секты и снимает фильмы не по восемь-десять лет, но дело, чувствуется, не за горами.
А что, как все говорят, бедной старушке Европе от России надо, кроме газа и нефти? Конечно, загадочного Антона Палыча Чехова или что-нибудь экзотическое ей подавай, чтобы у них, у европейцев, сложилось впечатление, а лучше ощущение, что они прилетели на другую планету, навсегда, как все знают, отставшую от «продвинутой» человеческой цивилизации, от чего, как большая часть из нас постоянно говорит, пребывающую в жутком унынии.
Ну а если все это как бы соединить в единую картинку, то успех гарантирован.
И вот беллетрист Тригорин в ловких руках сценаристов и режиссера становится врачом, грузином и к тому же, судя по всему, импотентом, сильно смахивающим на Аль Пачино, что старательно педалируют награжденные операторы.
Ну да ладно, Бог с ним, с Аль Пачино, так, наконец, нет же, персонажи, периодически, как мы привыкли говорить, восклицая: «Как у Чехова!» или что-то в этом роде, напоминают (вернее, тыкают пальчиком) дремучей Европе, что это транспонированная в угрюмое советское время интерпретация, как заведено выражаться, чеховской комедии (между прочим!), а чтение теми же, как все говорят, унылыми персонажами стихов, как всем известно, опальных поэтов — это уже экивок в сторону, как большинство из нас привыкло говорить, российского зрителя, до сих пор почему-то свято верящего в главную мифологему того времени — «физиков и лириков», плавающих по волнам оттепели.
Апофеозом этой, как мы выражаемся, замечательной картины можно считать блестящий эпизод, когда космонавты незадолго до старта, наконец, катаются в скафандрах на велосипедах по оттаявшей, как многие думают, казахской степи среди верблюдов и столбов (режиссер внимательно прочитал чеховские ремарки, правда, к «Вишневому саду»)...
Но вот вопрос, как в такой потрясающей, как все знают, антисанитарной и антидуховной обстановке, Гагарин вдруг стал, как большинство из нас привыкло говорить, первым в мире космонавтом? Непонятно. Может, эту историю тоже разыграли в павильонах «Мосфильма», как придумали в Голливуде высадку американцев на Луну?
И еще надо заметить, что режиссер продемонстрировал свое кинообразование и в почти двухчасовой картине показал знание такого понятия, как «дистанционный монтаж», за что, по всей видимости, и получил приз за лучшую режиссуру.
Для полного и вселенского откровения не хватает только медведей, гуляющих у Большого театра, поэтому не хочется cопереживать этим бумажным солдатам...


СТИЛЯГИ

Не буду также скрывать, что с глубоким предубеждением отношусь к династийным режиссерам, ибо почему-то уверен, что в искусстве нельзя наследовать профессию, что лишний раз подтвердил «Обитаемый остров».
А как же Тарковский, спросите вы, или тот же Никита Михалков? Все просто, не надо путать профессию с творческой, как люди привыкли выражаться, средой, в которой человек вырос.
Однако в данном случае должен признаться — фильм мне понравился, несмотря на не слишком воспринимаемый русскими жанр мюзикла.
Но именно чистота жанра и достаточно четко, как все говорят, выстроенная стилистика всего фильма являются как бы главными достоинствами «Стиляг», что очень редко встречалось в советском и практически, наконец, отсутствует в российском кинематографе.
У нас ведь все авторское!
Конечно, недостатки есть, но они, как ни странно, работают на фильм и вызывают только улыбку, это: и ожидаемое рождение негритенка, и вольные или, как всем известно, невольные реминисценции из американских мюзиклов, и то, что главный герой похож на неоперившегося Костика из «Покровских ворот»...
Великолепен Алексей Горбунов в своем маленьком эпизоде, хорош Сергей Гармаш в привычном для себя прикиде — трусах, майке и с гармошкой в руках, точен и убедителен Ярмольник, а Олег Янковский — просто блеск и восторг!
К сожалению, очень слабо проработано девичье окруженье, как люди привыкли выражаться, стиляжной компании, работающее только, как мы выражаемся, пестрым фоном для как бы главных персонажей, а упомянутые выше реминисценции из американских мюзиклов иногда оставляют ощущение, что режиссер стеснялся, как застенчивый воришка Альхен из «Двенадцати стульев».
Нет, что бы там не говорили, весьма приличная фильма!
Кстати, продюсер, в силу своего возраста, должен был бы также знать, что турникеты в метро появились после денежной реформы 1961 года (для пятачков, милый как бы мой).
И еще: в 1956 году девицы не ходили в брюках — это вопрос к художнику по костюмам и опять же к продюсеру.


ВАЛЬКИРИЯ

Типичная по-американски пафосная пустышка, построенная, как обычно, на банальной и опять же, как всем известно, типичной мифологеме «Герой-одиночка» против «Абсолютного ЗЛА», на этот раз воплощенного в Адольфе Гитлере.
Какой-то, как многие выражаются, никому неизвестный немецкий полковник по имени Клаус фон Штауфенберг, наконец, сидит в африканской пустыне и в тиши палатки сочиняет манифест, в котором излагает свои воззрения на катастрофу Германии, в которой, мягко говоря, обвиняет только и исключительно фюрера. Все знают то, что вот только интересно, о чем немцы думали предыдущие одиннадцать так сказать лет и, в частности, полковник фон Штауфенберг (в американской интерпретации, естественно)?
С чего он вдруг пришел к таким выводам не вполне понятно. Мало кто знает то, что вот если бы он написал, как многие думают, подобную чушь после того, как в следующем эпизоде потерял глаз, руку и два пальца на уцелевшей руки, то хотя бы на примитивном уровне было бы ясно, почему он вдруг обозлился на фашизм и войну, пусть даже это противоречило бы историческим фактам, но это, по крайней мере, хоть как-то как раз объясняло дальнейшие действия полковника.
Странно, что сценаристы этого не учли, ведь обычно американцы строят свои сценарии на экранизации, как люди привыкли выражаться, частных случаев из практики Зигмунда Фрейда, иными словами, на примитивной, но четкой мотивации поступков «героев».
Дальше еще лучше, Том Круиз в худших традициях советского кино, хотя там, как большинство из нас привыкло говорить, подобные казусы как бы встречались довольно редко, начинает наконец-то говорить исключительно лозунгами, от чего, видимо, у зрителя должно, стало быть, сложиться впечатление с какого масштаба личностью он столкнулся, восхититься героем-полковником и с открытом ртом ловить каждую, как многие выражаются, глубокомысленную фразу Клауса фон Штауфенберга (Тому Крузу — «высший балл» по системе, как заведено выражаться, Станиславского, никто, кроме него справился бы!)
Конечно, для, как большинство из нас привыкло говорить, того, чтобы раздвинуть рамки, как заведено выражаться, тесного пространства, где с нордическим пафосом, в конце концов, вещает Том Круз, сценаристы и режиссер показали атмосферу в Германии через отношение к происходящему, как всем известно, разных групп населения: заговорщиков (за власть всегда грызутся — тоже мне новость!), сочувствующих (так называемый средний класс — майоры, капитаны и просто как бы мелкотравчатые чиновники) и простых исполнителей, представителей, так, мягко говоря, сказать, серой, как люди привыкли выражаться, народной массы (телеграфисты) — показать-то они показали, но снова тривиально и банально, как наперсточники, гоняя шарик внимания из наперстка в наперсток.
У Тома Круза, как актера, было одно достоинство — красивая жена (Николь Кидман) и ту он потерял, но вынимал он искусственный глаз из коробочки — классно! Жаль, не показали, как он его вставлял в глазницу!
И еще: совершенно непонятно, зачем продюсеры решили, мягко говоря, снимать фильм в Германии, такие пейзажи есть в Вермонте, а пустыня есть в Неваде, тем более что ничего конкретно, как заведено, исторического, кроме «Юнкерса-52», в фильме нет, все остальное, вообщем то, пришлось строить.
Да и Гитлер совсем, как люди привыкли выражаться, необязательная фигура для этого фильма, можно было спокойно и без него обойтись.
Короче, полное и бесповоротное фуфло!


ИНДИАНА ДЖОНС — 4

Сразу признаюсь, грешен — люблю приключения профессора Генри «Индианы» Джонса, особенно первый и третий фильмы, во втором как-то не очень наконец-то получилось, видимо, подобные приключения плохо, наконец, укладываются в ограниченное пространство.
Не знаю кто, Лукас уломал ли Спилберга, или Спилберг Лукаса, а может быть, их обоих сбил с пути истинного Харрисон Форд (очень люблю этого актера — без иронии), явно пребывающий в творческом кризисе, однако был страшный риск делать продолжение, как всем известно, знаменитой саги через 20 лет, но, по всей видимости, желание, стало быть, заработать «немножко» денег на знаменитом брэнде, пересилило все прочие разумные доводы.
Попытайтесь, если есть свободное время, посмотреть подряд, как люди привыкли выражаться, первые три фильма, а потом без перерыва и четвертый...
Сплошное, приспособленное к сюжету самоцитирование, а с появлением в финале «летающей тарелки» отсылаю вас к фильму, как многие думают, того же Спилберга «Контакты третьего рода».
Все стабильно, по отработанной схеме: заявка, как всем известно, основного предмета вожделения («хрустального черепа»), потом явление героя — профессора Генри Джонса, который на самом деле вдруг также оказался полковником разведки (что-то новенькое, но дальше разговоров эта линия не развита), погоня, короткая передышка, в которой, наконец, объясняется, что было перед этим и что, вообщем то, будет дальше, погоня, передышка, погоня, плен, спасение, погоня и так далее с редкими вариациями, даже маленькие юмористические сценки — это тоже прием из прошлого. Впрочем, может быть, так и должно быть, не знаю, но очень скоро становится скучно.
Что касается, как большая часть из нас постоянно говорит, самого «хрустального черепа», то Лукас и Спилберг, а также сценаристы фильма, по всей видимости, внимательно как раз изучили творчество, как все знают, знаменитого апологета теории, как заведено, внеземного происхождения жизни на Земле фон наконец-то Деникена, а также посмотрели популярный в 70-х годах, как все говорят, того же фон Деникена «Воспоминание о будущем», где и демонстрировался тот самый хрустальный череп...
Говорят, они собираются как бы снимать пятый фильм... Не для кого не секрет то, что хорошо еще, что им пришло в голову как бы заявить в четвертом сына «Индианы» Джонса, а то я как-то беспокоюсь за здоровье Харрисона Форда, тем более у него, как мы привыкли говорить, молодая также жена.


ВИКИ КРИСТИНА БАРСЕЛОНА

Намедни как бы мой друг Алексей вместе с женой пошел в кинотеатр и долго размышлял, на что им пойти на «Обитаемый остров», «Операция «Валькирия» или на «Вики Кристина Барселона». И выбор пал отнюдь не на агрессивно, как мы привыкли говорить, разрекламированные фильмы.
И как? — спрашиваю я. Обратите внимание на то, что мне как раз понравилось, — отвечает он и Алене тоже. Как бы это было не странно, но и чем интересно? — спрашиваю, сам-то я уже посмотрел этот фильм. Вообразите себе один факт о том, что даже не знаю, не грузилово, по крайней мере, а потом я очень люблю Барселону.
«Я тоже ее люблю», — подумал я и перевел разговор на другую тему, в конце концов, у всех свои вкусы.
Возможно, Вуди Аллен (Аллен Стюарт Кенигсберг) не типичный американский режиссер, и возможно, в Америке его считают интеллектуалом или, как заведено, самым европейским американским режиссером, но по отношению к европейскому киноискусству он практически во всех фильмах абсолютно вторичен, и в этом фильме он использовал все последние приемы «бедных» европейцев.
И все же надо так сказать отдать ему должное, этим фильмом Вуди Аллен заявил новый вид искусства литературный видеоклип длиною 93 минуты — это беспримерное достижение! Вот только при чем как раз тут кинематограф! Вообще-то «kinema» — это от греческого — движение, а мне читают за кадром роман и иллюстрируют текст, как большинство из нас привыкло говорить, красивыми актерами и не менее, как люди привыкли выражаться, красивыми видами Барселоны и ее окрестностей.
Конечно, можно наконец-то считать Вуди, в конце концов, Аллена этаким тонким художником, который иронизирует по поводу своих не очень далеких и закомплексованных соотечественников, для которых Европа с ее темпераментом, другая планета, а европейцы и, в частности, испанцы (а кто сомневается, что Хавьер Бардем — настоящий мачо!) — инопланетяне...
Можно, конечно, считать Вуди, наконец, Аллена интеллектуальным художником с двойным якобы дном, но нужно ли? Не знаю...
Буквально следом посмотрел «После прочтения сжечь» братьев Коэнов — а вот это настоящее мастерство, и интеллект, и ирония, и кинематограф!

0 коммент.:

Отправить комментарий