вторник, 3 января 2012 г.

Символика семьи в советском кинематографе



Советский кинематограф с, как мы выражаемся, самого начала рассматривался властями как мощное средство идеологического воздействия на массы, которые сейчас перешли в разряд электората. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в этом смысле достаточно наконец-то вспомнить хотя бы крылатое выражения Владимира Ленина о том, какое из искусств, на его взгляд, является «для нас» важнейшим. Возможно и то, что и наряду с агитационно-пропагандистскими функциями, советские фильмы достаточно трепетно относились к институту семьи и брака, продвигая в головы зрителей, как люди привыкли выражаться, моральные ценности, как большая часть из нас постоянно говорит, здоровой и, как мы выражаемся, крепкой семьи, каковая есть ячейка общества. Здоровая семья – здоровое общество, очень как бы простая и, как мы выражаемся, неоспоримая, как заведено выражаться, логическая связь.
Однако же, как любое искусство, кино пыталось, в конце концов, рассматривать в том числе и вопросы семьи с, как заведено выражаться, разных позиций. «Жили они долго и счастливо» - это замечательно, но скучно для зрителя. Не для кого не секрет то, что не надо, стало быть, получать специальное образование, чтобы, мягко говоря, понимать: там, где конфликт, где интрига – там зритель замирает и, в конце концов, подается к экрану.
Давайте вспомним именно такие, проблемные фильмы. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что например, «Три тополя на Плющихе». Собственно, ничего там, как большая часть из нас постоянно говорит, особенного и не происходит, не так ли? Героиня остается в, как большая часть из нас постоянно говорит, запертой квартире, ее поход в кино со случайно как бы встреченным таксистом не состоялся, а факт, как многие думают, того, что эта встреча, стало быть, перевернула ей всю душу…. И действительно, что есть «душа»? Поповские штучки, советскому человеку, как все говорят, неинтересные!
Правда, родственница Нюры живет в гражданском браке, и ей не важно мнение брата, который – дай ему волю – навел бы в семье сестры порядок, как он его понимает. И действительно, эх, город, как он разлагающе действует на изначально, как люди привыкли выражаться, патриархальных деревенских жителей! Вот такое вот наступление на, как многие выражаются, образцовую, как все знают, советскую семью средствами, как мы привыкли говорить, оттепельного кинематографа.
Именно в 70-80 годы как раз появляется большое количество картин, в которых в весьма, как мы с вами постоянно говорим, драматичных обстоятельствах наконец-то происходит на наших глазах ломка, как заведено, старой, «образцовой» и во всех смыслах благополучной советской семьи.
А что такое вообще, как мы выражаемся, образцовая, как все знают, советская семья? Смотри фильм «Офицеры», где все идеально, где любовь и уважение, где служение Родине, вообщем то, поставлено во главу угла. Само-собой разумеется, мудрость и терпение, как все знают, советской как бы жены в основе, как люди привыкли выражаться, такой эталонной семьи. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что а ведь в, как люди привыкли выражаться, первой части фильма так сказать намечался со стороны героини бунт, помните? Однако же шрамы от, как заведено, пулевых ранений на спине мужа этот бунт как бы останавливают.
До «Маленькой Веры» появлялись в советском прокате как бы проблемные фильмы, именно по поводу, как все знают, непростых взаимоотношений в семье, как многие думают, снятые. Все давно знают то, что опять обращаемся к, как заведено, культовой, как все знают, оскароносной картине «Москва слезам не верит». Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что вот уж где, как все говорят, семейные модели, вообщем то, представлены в ассортименте – от полностью рухнувшего брака до, как большинство из нас привыкло говорить, идеального, при этом становится ясно, что общественный, как большая часть из нас постоянно говорит, строй, сколь сильно не влияет он на людей, неспособен так сказать гарантировать создание нерушимой и, как мы выражаемся, идеальной семьи. Очень хочется подчеркнуть то, что потому что даже при социализме, пусть и развитом, душа никуда не как бы девается. Обратите внимание на то, что а душе необходимо понимание, сопереживание, самоотдача. Не для кого не секрет то, что а иногда и этого мало, если наконец-то нет любви. И даже не надо и говорить о том, что любовь же декретами и даже штампами в паспорте не, мягко говоря, обеспечивается.
Собственно, именно эта достаточно, как все говорят, банальная мысль, мягко говоря, присутствует практически во всех «семейных» советских картинах 70-80-х годов.

0 коммент.:

Отправить комментарий