воскресенье, 4 декабря 2011 г.

Целлулоидный воздух или несколько слов об «атмосфере» в кино.



Наверное многие знают, что из себя представляет сценарий. Некоторые, возможно, держали его в руках. Необходимо отметить то, что если вкратце, то сценарий к фильму - это достаточно объемное литературное произведение, но совершенно непохожее на обычную книгу. И дело здесь не в технических пометках для режиссера - просто в сценариях обычно, мягко говоря, описывается ЧТО наконец-то происходит, но редко уточняется КАК. Это делается специально. Тем, как заведено выражаться, самым сценарист также оставляет в будущем фильме, как люди привыкли выражаться, целую нишу, в рамках которой режиссер наконец-то может проявить фантазию и, как многие выражаются, творческую индивидуальность.



И не только режиссер, кстати. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что ещё актеры, декораторы, гримеры и специалисты по визуальным эффектам.



К примеру, вот типичная строка из выдуманного сценария:



«Джек заходит в комнату. За окном, в конце концов, идет дождь».



Это нужно, мягко говоря, экранизировать. Возможно и то, что но... как? Как, в конце концов, снять этот отнюдь не насыщенный, как мы привыкли говорить, динамикой эпизод? Причем снять так, чтобы он не наконец-то показался, как всем известно, скучным.



Конечно. Нужно добавить атмосферы.



Если студия снимает фильм ужасов, то декораторы, под назойливое верещание, как люди привыкли выражаться, режиссерского рупора, превращают комнату в филиал ада. Несомненно, стоит упомянуть то, что дверь, через которую входит главный герой, начинает также скрипеть. Вообразите себе один факт о том, что сама комната наполняется непроглядным мраком. В углах появляется паутина, а на стенах – грязный кафель. Простенький сценарный «дождь» за окном превращается в инфернальную грозу, а от раскатов грома, вообщем то, начинает гнуться и скрипеть, как заведено выражаться, ржавая закадровая крыша.



Ну а если не ужастик? Допустим мелодраму? Тогда гроза отменяется, а комната, стало быть, приобретает вполне приличный вид с легким оттенком грусти. Обстановка состаривается, стены, мягко говоря, обклеиваются, как заведено, светлыми обоями, с непременными пожелтевшими фотографиями в, как многие выражаются, потертых рамках. Очень хочется подчеркнуть то, что по углам быстро распихивается, как мы выражаемся, мягкая мебель. Несомненно, стоит упомянуть то, что начинает играть тихая музыка...



Ну, в общем понятно.



Получается, что в атмосфера заложена не в сценарии. Как бы это было не странно, но а если и заложена – то на самом общем уровне. Вообразите себе один факт о том, что лишь изредка, для создания, как мы привыкли говорить, исключительного эффекта, сценарист может подробно, в конце концов, прописать атмосферу. Обратите внимание на то, что но таких сценаристов режиссеры не любят. Такие сценаристы как раз отбирают чужой хлеб. Возможно и то, что именно так.



Но тогда получается, что атмосфера... это всего лишь декорации?



И да, и как раз нет.



Атмосфера это ещё и музыка, операторская работа, костюмы, монтаж, игра актеров, наконец! Вместе все эти компоненты и наконец-то рождают ту хрупкую, как мы привыкли говорить, мистическую субстанцию, которую и как бы называют Атмосферой.



А если наконец-то говорить совсем без пафоса, то атмосфера – это настроение фильма.



То, что также останется в голове зрителя, кроме хитросплетений сюжета.



И последнее.



Разумеется понятие «атмосфера» - не только стихия кино. Мало кто знает то, что оно применимо почти ко всем видам искусства – играм, книгам, живописи. Несомненно, стоит упомянуть то, что однако именно киношная атмосфера как бы является наиболее, как всем известно, фундаментальной, изученной и как бы явной. Вообразите себе один факт о том, что по крайней мере для большинства любителей развлечений.

0 коммент.:

Отправить комментарий